Творческие способности маленьких детей

На приеме мама и сын. Мама: «У нас в семье все рисуют, а он вообще ничем не интересуется…» Что говорит мне мама таким образом, какое сообщение посылает? Вариантов много – от худшего «мы и он – абсолютно противоположны, он другой, не наш» до более благоприятного – «мы беспокоимся, все ли условия для творческого развития ребенка мы создали».

Зачастую родители и сами не догадываются, какой посыл стоит за этой фразой, обращенной к ребенку. И важно это выяснить. И для них, и для ребенка, и для успешного процесса терапии. Иногда родители говорят одно, а ребенок считывает другое – и это можно и нужно прояснять, для того чтобы снять напряжение в семье, в отношениях ребенка и родителей.

Все мы, конечно, хотим, чтобы дети росли умными, развитыми, творческими. Какие же необходимы условия, чтобы ребенок стал именно таким?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Есть рекомендации. Вот, например, американский психолог Дж. Смит, автор труда, посвященного развитию творческих способностей ребенка, дает такие рекомендации:

1. Необходимо соблюдение физических условий. Это предполагает, что у детей есть доступ к материалам для творчества и возможность в любой момент ими пользоваться.

2. Соблюдение условия «внешняя безопасность» – это подразумевает возможность самовыражения в попытках творчества и отсутствие страха негативной оценки своего труда.

3. Соблюдение условий психологических, суть которых в том, что малыш или дошкольник творит в состоянии раскованности и свободы благодаря поддержке взрослыми его творческих начинаний.

То есть – дома есть материалы для творчества (бумага, краски, карандаши и т.п.), это раз; вы не ругаете и не критикуете рисунки поделки ребенка и выделяете на их создание время в режиме ребенка, это два. И третье, самое важное: вы любите малыша, не подавляете его порывы и с удовольствием подключаетесь к его творческим затеям. Не выражайте неодобрения, не акцентируйте внимание на неудачах, подчеркивайте то, что получилось хорошо. Приучите себя выслушивать жалобы ребенка и сочувствовать ему, какой бы пустяшной на первый взгляд, не казалась вам проблема.

Относитесь с терпением к необычным идеям детей, уважайте их любознательность, поощряйте задавать вопросы. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся вам нелепыми. Честно признавайтесь, что на некоторые вопросы нельзя дать однозначный ответ, давайте как можно больше пищи для размышления.

Уважайте ребенка, и тогда со временем он будет уважать себя сам; любите и цените, и впоследствии он не только сможет дарить любовь другим людям, но и сможет легче самовыражаться, проявлять свои творческие способности.

Прекрасно, если в вашей взрослой жизни есть место для творчества. Пусть это станет базой для вашего совместного с ребенком времяпровождения. По мере того, как ребенок будет расти, он сможет разделить с вами ваше увлечение. Разведение цветов, рыбалка, любовь к книге или туристические походы – есть много занятий, способных сдружить семью.

Отдельно – рекомендации слишком опекающим и тревожным родителям: предоставляйте ребенку возможность побыть одному, позволяйте ему одному заниматься чем-либо по своему усмотрению. Один из признаков нормального развития ребенка – это способность себя занять, развлекать в течение определенного времени. Излишняя опека может быть тормозом для развития, в том числе и творческого развития, ребенка. Помните, что нежелательная родительская помощь иногда воспринимается негативно, как вмешательство во внутренний мир. Постоянно откликаясь на ваши идеи, у ребенка нет необходимости придумывать свои.

2012
Бондарук Наталия, психолог, гештальт-терапевт, семейный консультант.

Запись опубликована в рубрике СТАТЬИ с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.